Можно ли попросить таможню о запрете выпуска товаров спустя три месяца после выпуска товара

Успешное перемещение грузов через границу государств зависит от полноты комплекта документации по внешнеторговой сделке и правильного расчета таможенной стоимости (ТС). Последняя определяется декларантом и напрямую влияет на размер таможенных пошлин и сборов.

Сотрудники таможни тщательно сверяют заявленные суммы со статистическими показателями стоимости единицы товара по странам и регионам ($/кг). При получении данных о занижении стоимости груза таможня решает вопрос о корректировке таможенной стоимости (КТС).

Процесс корректировки может серьезно отодвинуть сроки выпуска товара и привести к дополнительным незапланированным расходам.

Содержание статьи:

к содержанию ↑

Что такое корректировка таможенной стоимости и для чего нужна?

Корректировка таможенных платежей представляет собой процедуру изменения заявленной в декларации таможенной стоимости ввозимых товаров, то есть ее перерасчет.

Причин для внесения исправлений может быть несколько:

  • декларант не обосновал выбор метода расчета ТС;
  • товар стоит меньше установленного таможней уровня риска;
  • стоимость товара меньше, чем цена на компоненты, из которых он состоит;
  • стоимость единицы товара выше уровня риска, но ниже, чем обычно указывается другими участниками ВЭД при ввозе аналогичной продукции;
  • выявлена зависимость между участниками сделки в совокупности с низкой ценой товара, чем при таких же сделках между независимыми участниками ВЭД;
  • ошибки и описки, несоответствие информации в декларации фактическим данным;
  • не включение в расчет обязательных показателей (например, размер лицензионных платежей, брокерских, комиссионных, экспедиторских услуг и т.п.);
  • иные обстоятельства, вызывающие сомнение в достоверности ТС.

Инициировать внесение изменений может как сам декларант, так и таможенный орган на любом этапе прохождения таможенного контроля.

КТС до выпуска товаров

Корректировка таможенных сборов, проводимая до выпуска товара в обращение, осуществляется на основании требования таможенного органа или по обращению самого декларанта.

Если о корректировке заявила таможня, то в тексте документа обязательно указывается причина, по которой она усмотрела недостоверность сведений о цене, описываются способы ее исправления, указывается перечень документов, необходимый к представлению.

Самостоятельно подать обращение можно при условии, что таможенники еще не направили запросы о предоставлении документации, не назначили дату досмотра, осмотра или экспертизы.

Таможня оформляет соответствующее разрешение, после чего декларант вносит изменения в ДТС.

Количество дней, которые уйдут на перерасчет, зависят от расторопности декларанта. В процессе корректировки ему потребуется внести новые данные, осуществить по ним расчет ТС и оплатить исходя из полученного значения таможенные сборы.

Отказ от выполнения данных действий приведет к запрету выпуска товаров, груз будет помещен на склад временного хранения, что приведет к дополнительным расходам.

КТС после выпуска товаров

Процедура КТС после выпуска товаров по решению таможенников выглядит следующим образом:

  1. Проводится камеральная проверка, по итогам которой оформляется акт.
  2. Ранее исчисленная стоимость аннулируется, на декларации ставится пометка о необходимости применения корректировки.
  3. Принимается решение об осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров. В нем обозначается срок, в течение которого можно получить дополнительные консультации и осуществить необходимые действия. Копия направляется декларанту.
  4. Декларант должен письменно сообщить о своем согласии с принятым решением или отказаться от предлагаемой корректировки с указанием мотивов несогласия. Во втором случае таможня самостоятельно рассчитает таможенную стоимость и предложит добровольно внести доначисленную сумму.

После выпуска товара на российскую территорию у таможенников есть три года (в отдельных случаях — пять лет) на проведение КТС.

Корректировка по инициативе декларанта осуществляется с разрешения таможни.

Декларант вправе обжаловать в вышестоящий орган или в суд решение таможни о корректировке ТС в течение трех месяцев с даты его получения.

к содержанию ↑

Методы определения таможенной стоимости

Особенности проведения КТС описаны в решении Коллегии ЕАЭС от 27 марта 2018 г. № 42 (в ред. от 22 января 2019 г.).

В п. 3 документа указано, что таможня при определении достоверности ТС полагается на имеющиеся у нее данные, сопоставимые с условиями и обстоятельствами рассматриваемой сделки, в том числе по цене, качеству и репутации продукции, ее физических свойствах.

Указанные сведения таможня получает из следующих источников:

  • документы, имеющиеся в ее распоряжении по ранее заключенным сделкам другими участниками ВЭД в отношении идентичной или однородной продукции;
  • опубликованные сведения о биржевых котировках, индексах, проводимых аукционах или ценовые каталоги.

Перечисленные выше сведения поступают непосредственно от государственных органов стран-участниц ЕАЭС, их официальных представительств, транспортных, страховых и иных компаний, от поставщиков и производителей аналогичной продукции или через сеть «Интернет».

При расчете ТС применяются следующие методы:

  1. Установление стоимости по цене ввозимого товара. Этот метод применяется чаще всего и заключается в определении ТС через сложение расходов на приобретение продукции за границей и на доставку груза до российской границы. Полученная стоимость берется за основу при определении размера таможенных пошлин и НДС.
  2. Сравнение стоимости на совершение сделки с точно такими же товарами. База для вычислений ТС — цена такой сделки.
  3. ТС устанавливается на основании сведений о сделке с участием однородных товаров. Отличается от второго метода только по типу товара. Берутся в расчет сделки по товарам, немного отличающимся от ввозимой продукции, но в целом выполняющим те же функции.
  4. Вычитание стоимости. В качестве основы выступает цена точно таких же или похожих товаров, которые были проданы в России в наибольшем количестве одной партией. Из полученной величины вычитаются расходы, возникающие на внутреннем рынке, не подлежащие включению в ТС.
  5. Сложение стоимости. Метод по своей сути предполагает предоставление информации о том, из чего складывается себестоимость товаров: сумма прибыли, расходов, размер издержек производства и т.д. Считается одним из наиболее сложных способов расчета.
  6. Резервный метод предполагает более гибкий подход при применении вышеуказанных способов определения ТС. Необходимость в нем может возникнуть при ввозе уникальных товаров, произведений искусства, при временном ввозе и т.п. Например, таможенная стоимость устанавливается исходя из данных другой страны, а не страны-производителя.

Мнение эксперта
Борисов Степан Георгиевич
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.

Какой из данных методов применять, решает сам декларант. Таможня осуществляет проверку выполненных расчетов. При наличии сомнений в достоверности указанных сведений у организации запрашиваются документы.

Доказать действительную ТС помогут:

  • внешнеторговый контракт с заводом, спецификации к нему;
  • платежные документы по совершенной сделке, в том числе прайс-листы завода;
  • экспортная декларация;
  • инвойс;
  • сведения об официальном сайте производителя, где можно найти указанные в контракте артикулы товаров и цены на них;
  • сведения о стоимости продукции на внутреннем рынке страны-поставщика и др.

Если таможня согласна с выбранным методом и выполненным расчетом, то товар выпускается с ее территории. Ошибка в методологии, неверные вычисления влекут за собой необходимость в осуществлении корректировки поданной декларации.

к содержанию ↑

Порядок корректировки таможенной стоимости

Внесение изменений о ТС могут быть инициированы таможней или самим декларантом (его представителем). Корректировка допускается до или после выпуска товара. Правила и сроки внесения изменений установлены Решением Коллегии ЕЭК от 10 декабря 2013 г. № 289, а также ст. 112 ТК ЕАЭС.

Изменение сведений о ТС по инициативе таможни до и после выпуска товаров

Установленная таможней необходимость в КТС до выпуска товаров оформляется в виде требования, которое вручается декларанту под роспись или направляется на его электронную почту.

В срок, указанный в требовании, декларант оформляет ДТС в бумажном или электронном виде и передает таможенному органу. Правильно заполненные документы регистрируются в информационной системе. Если документы заполнены неверно, то выносится отказ о регистрации изменений.

Изменение ДТС после выпуска товаров по инициативе таможни происходит на основании принятого ей решения. Документ вручается под роспись или по почте с уведомлением о вручении. С момента получения решения у декларанта есть 10 рабочих дней на изменение ТС.

В случае непредставления ДТС в установленный срок или наличия ошибок должностное лицо таможни самостоятельно заполняет декларацию и направляет ее декларанту.

Изменение сведений о ТС по инициативе декларанта

После выпуска товара декларант может изменить данные о ТС. Для этого оформляется обращение в произвольной форме, в котором приводятся причины вносимых изменений и прикладываются подтверждающие материалы.

Таможня оформляет разрешение о КТС по установленной форме в 30-дневный срок со дня поступления обращения или направляет мотивированный отказ. В некоторых случаях срок рассмотрения может быть продлен. Записи об исправлениях вносятся в соответствующие графы ДТ.

О возникшей в связи с КТС переплатой таможенники обязаны сообщить заявителю.

к содержанию ↑

Обжалование решения таможни о корректировке

Оспаривание решений о КТС осуществляется двумя способами:

  • в вышестоящий орган;
  • в суд.

В течение трех месяцев в суд можно заявить неимущественное требование о признании решения таможни незаконным, а в течение трех лет — имущественное требование о признании незаконным отказа в возврате переплаты по таможенным платежам.

Право на взыскание излишне внесенных платежей остается у деклараната даже в тех случаях, когда он внес их на добровольной основе.

Срок, в течение которого излишне уплаченная сумма вернется декларанту в результате признания решения незаконным, зависит от дальнейших действий таможни. Спор может продолжиться в судах апелляционной и кассационной инстанций и затянуться от 3 до 6 месяцев.

После вступления решения в законную силу максимальный срок для возврата составит два месяца.

к содержанию ↑

Можно ли избежать КТС?

Чаще всего при оценке ТС применяется метод сравнения цен. Даже прямой контракт с производителем не убережет от корректировки.

Наличие рисков в результате анализа условий сделки и имеющихся в распоряжении таможни сведений об аналогичных сделках приводит к КТС. Поэтому всегда нужно быть готовым к отстаиванию заявленной ТС и иметь все доказательства на руках в момент прохождения таможни.

к содержанию ↑

Из чего складывается таможенная стоимость товара?

Таможенная стоимость формируется из нескольких показателей:

  • затраты продавца и покупателя по сделке;
  • доходы покупателя от перепродажи;
  • другие затраты (на рекламу, производство, продажу и пр.);
  • расходы на оформление разрешительной документации.

Все расходы необходимо подтвердить документально. Расчет ТС осуществляется по методологии, используемой в мировой практике. Величина ТС устанавливается с использование одного из шести методов, описанных выше.

к содержанию ↑

Какие товары чаще всего подлежат проверке?

Практика прохождения таможенного контроля показывает, что чаще всего проверке подвергается мясо КРС, живые цветы, корма для животных, цифровая техника и аппаратура, орехи и сухофрукты, транспортные средства.

Интересно  Акт взаимозачета как подтверждение расходов на покупку недвижимости

Указанные товары чаще всего становятся участниками манипуляций с кодами ТН ВЭД со стороны участников таможенного оформления. Например, замороженное и охлажденное мясо КРС идут по разным кодам товарной номенклатуры, и пошлина на их ввоз сильно отличается. Обнаружить незаконные действия можно только путем тщательного осмотра груза.

Мнение эксперта
Борисов Степан Георгиевич
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.

Решив заниматься коммерцией, связанной с импортом продукции, нужно быть готовым к уплате различных таможенных сборов, главным из которых является ввозная таможенная пошлина.

к содержанию ↑

Статьи

Особенности и правила перевозки сборных грузов

У сборных грузов существуют свои преимущества, основное из которых — экономичность доставки. Также мы расскажем, какие есть особенности сборного груза, что из товаров лучше перевозить таким способом, как пройти таможенное оформление, и сколько будет стоить заказать доставку сборного груза.

Преимущества мультимодальных перевозок

Зачастую при транспортировке грузов используют несколько видов транспорта. Склады и транспортные средства должны идеально взаимодействовать друг с другом. В этом заключается принцип мультимодальных перевозок. Мы расскажем, какие преимущества обеспечивают мультимодальные перевозки.

к содержанию ↑

Как отвечать на запросы таможни о предоставлении информации? (Часть 1)

Внешнеэкономическая деятельность – сфера высоких рисков. Любой ее рядовой участник, будь то импортер, экспортер или перевозчик, рано или поздно может оказаться одним из звеньев внешнеэкономической операции, которая вызовет повышенный интерес таможенных органов, обусловленный нарушением таможенного законодательства одним из ее участников.

Такое нарушение может заключаться в неуплате таможенных платежей, нарушении запретов и ограничений при ввозе/вывозе товаров, незаконном использовании транспортных средств и. т.п.

Казалось бы, мы имеем простой запрос из таможни с просьбой предоставить сведения и/или документы по той или иной сделке/декларации/перевозке. Но получивший его участник ВЭД, как правило, не горит желанием сразу бросаться собирать документы для таможни по ситуации, к которой он зачастую имеет весьма косвенное отношение, и у него может возникнуть целый ряд вопросов:

  • Есть ли обязанность отвечать на данный запрос?
  • Если да, то в какой срок нужно ответить?
  • Существует ли ответственность за непредставление ответа?

Весьма вероятно, что в самом запросе прямых ответов на данные вопросы содержаться не будет.
Следовательно, попытаемся разобраться в данной проблеме самостоятельно.

Надо ли отвечать?

Здесь важно понимать правовую природу запроса таможенного органа.
Такой документ может называться по-разному (запрос, требование, письмо и т.д.), содержать формулировки разной степени вежливости («необходимо представить…», «просим представить…», «просим оказать содействие…» и т.д.), но обязательство участника ВЭД по направлению ответа зависит от правового основания запроса.

В общем и целом, все запросы от таможенного органа можно подразделить на три группы:

  • Запросы в рамках таможенной проверки или иных форм таможенного контроля,
  • Запросы в рамках расследования дела об административном правонарушении,
  • Иные запросы таможенного органа.

В рамках данной публикации разберемся с первой группой запросов, которая является наиболее типичной, а именно с запросами в рамках таможенных проверок или иных форм таможенного контроля, проводимых после выпуска товаров в отношении данных товаров и/или конкретных проверяемых лиц .

По таможенному законодательству таможенный контроль может проводиться, по общему правилу, в течение 3 (трех) лет после выпуска товаров.

В соответствии с пунктом 6 статьи 340 ТК ЕАЭС декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Аналогичные обязательства по представлению документов закреплены в пункте 3 статьи 337 ТК ЕАЭС (относительно требований о представлении документов в рамках таможенных проверок) и в статье 166 российского Закона «О таможенном регулировании» (применительно к России).

Таким образом, если в запросе указано, что он направлен в связи с проведением таможенного контроля, или имеется ссылка на соответствующие нормы таможенного законодательства, то участник ВЭД не вправе его игнорировать и оставлять без ответа.

Также, у многих возникнет вопрос, как поступать, если запрашиваемые сведения / документы отсутствуют у участника ВЭД.
С формальной точки зрения, данное обстоятельство не дает права оставлять запрос без ответа. Ответ в любом случае должен быть направлен, но в нем должно быть указано на отсутствие запрашиваемой информации.

В какой срок нужно ответить?
Разобравшись с тем, что на поступивший запрос придется отвечать, участник ВЭД резонно задумается, насколько срочно это надо сделать.
Согласно пункту 1 статьи 340 ТК ЕАЭС осуществляющий таможенный контроль таможенный орган при направлении запроса вправе устанавливать срок предоставления запрошенных документов и сведений.

Однако на практике таможня редко пользуется правом установления четкого срока, ограничиваясь словосочетанием «в кратчайшие сроки» или его синонимами.
Это означает, что ответ должен быть направлен в разумный срок после получения запроса.

Иными словами, в случае возникновения спора по своевременности направления ответа, будет оцениваться то, как соотносится количество запрошенной информации и сложность ее подготовки с тем временем, которое фактически понадобилось участнику ВЭД, чтобы направить ее в таможенный орган.
В связи с этим, участнику ВЭД, который стремится в точности выполнить требования таможенного органа, не следует откладывать подготовку ответа «в долгий ящик».

Какая ответственность грозит получателю запроса, если он на него не ответит?

В специальной главе 16 КоАП РФ (Административные правонарушения в области таможенного дела) отсутствуют составы правонарушений, под которые подпадает рассматриваемое бездействие.
Однако в КоАП РФ также имеется статья 19.7 «Непредставление сведений (информации)» , по которой таможенные органы также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Под объективную сторону данной нормы КоАП РФ подпадают как непредставление, так и несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль, сведений (информации), необходимых для осуществления данным органом его законной деятельности.

Штраф за указанное нарушение может составить:

  • для гражданина от 100 до 300 рублей;
  • для должностного лица – от 300 до 500 рублей;
  • для юридического лица – от 3000 до 5000 рублей.

Кроме того, штраф может быть заменен на наказание в виде предупреждения.

Как можно увидеть, санкция за рассматриваемое нарушение не является существенной для среднестатистического участника ВЭД, и привлечение таковых к ответственности по данной статье не носит массового характера. Однако при разрешении вопроса о том, стоит ли тратить время на направление ответа на запрос, стоит учитывать такую возможность.

В одной из последующих публикаций мы дополнительно разберем:

  • вопрос о необходимости ответа на запрос таможенного органа в рамках дела об административном правонарушении или иной запрос, не связанный с проведением таможенного контроля;
  • особенности ситуаций, когда запрос направлен участнику ВЭД, не являющемуся резидентом страны, к которой относится соответствующий таможенный орган;
  • особенности ситуаций, когда данный запрос касается возможного нарушения таможенных правил самим адресатом.

Оценивайте риски для вашего бизнеса с умом!

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте , в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

к содержанию ↑

Можно ли попросить таможню о запрете выпуска товаров спустя три месяца после выпуска товара

ГЛАВА 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров

статьи 393-400

1. Таможенные органы в порядке, предусмотренном настоящей главой, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (далее — правообладатель).

Предусмотренные настоящей главой меры принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

2. Меры, принимаемые таможенными органами в соответствии с настоящей главой, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности в связи с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.

Заявление может быть подано от имени правообладателя его представителем.

2. Заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, должно содержать сведения:

  • о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, — также о представителе
  • об объекте интеллектуальной собственности
  • о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, контрафактными, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары
  • о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры в соответствии с настоящей главой

К заявлению о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор (в том числе лицензионный) о передаче исключительных прав, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности), а если заявление подается представителем, к указанному заявлению прилагается также доверенность, выданная правообладателем такому лицу.

Правообладатель (его представитель) может приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав.

3. Порядок подачи заявления и требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

4. К заявлению прилагается обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 настоящего Кодекса, в связи с приостановлением выпуска товаров.

5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, и принимает решение о принятии мер в соответствии с настоящей главой или об отказе в принятии таких мер.

В целях проверки достоверности представленных правообладателем (его представителем) сведений федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе запрашивать у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. Указанные лица обязаны в течение 10 дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы.

При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев.

Решение об отказе в принятии мер в соответствии с настоящей главой принимается в случае представления правообладателем (его представителем) недостоверных сведений, а также несоблюдения им требования, установленного пунктом 2 статьи 395 настоящего Кодекса.

О принятом решении правообладатель (его представитель) уведомляется в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

6. В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, правообладатель (его представитель) обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

1. Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, принято решение о принятии мер в соответствии с настоящей главой, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее в настоящей главе — реестр).

Интересно  Кто может быть председателем СНТ по новому закону 2024 года

За включение в реестр плата не взимается.

Реестр ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, определяемом указанным органом.

2. Объект интеллектуальной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства, указанного в пункте 4 статьи 394 настоящего Кодекса, способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.

Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в пункте 4 статьи 394 настоящего Кодекса. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тысяч рублей.

3. Объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из реестра в следующих случаях:

  • по желанию правообладателя (его представителя)
  • при невыполнении правообладателем условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи
  • по истечении срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности
  • если правообладатель в течение сроков приостановления выпуска товаров (статья 397) не обратился в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации орган за защитой своих прав

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр, в своих официальных изданиях.

Статья 396. Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров

Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, устанавливается на основании заявления правообладателя (его представителя), но не более чем на пять лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя (его представителя) при условии соблюдения требований, предусмотренных статьей 394 и пунктом 2 статьи 395 настоящего Кодекса.

Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не может быть более срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности.

1. Если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем (его представителем) как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.

По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы за защитой прав правообладателя.

Мнение эксперта
Борисов Степан Георгиевич
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.

Решение о приостановлении выпуска товаров и продлении срока приостановления выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.

2. Таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя (его представителя) о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес правообладателя (его представителя), а правообладателю (его представителю) — наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес декларанта.

3. Правообладатель в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации несет ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 настоящего Кодекса, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, если в установленном законодательством Российской Федерации порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.

1. С письменного разрешения таможенного органа правообладатель и декларант (их представители) могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

2. По запросу правообладателя (его представителя) таможенный орган может предоставить дополнительную информацию, которая может понадобиться правообладателю для доказывания нарушения его прав, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

3. Информация, полученная правообладателем (его представителем) или декларантом в соответствии с настоящей статьей, является конфиденциальной и не должна им разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

1. Если до истечения срока приостановления выпуска товаров от уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации органа не будет получено решение об изъятии товаров, о наложении ареста на них либо об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.

2. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

  • правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров
  • объект интеллектуальной собственности исключен из реестра

3. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии основания, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

4. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется начальником таможенного органа, принявшим такое решение, или лицом, его замещающим, в письменной форме. После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом (глава 16).

Статья 400. Товары, в отношении которых таможенными органами не применяются меры, связанные с приостановлением выпуска товаров

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд.

к содержанию ↑

Запрет на экспорт: что и куда нельзя вывезти из России в 2024 году

Вывезти теперь нельзя даже подержанный станок для ремонта. Вернее, можно, но по отдельному разрешению. Запрет касается любых таможенных мероприятий: экспорта, транзита, временного экспорта. Список товаров охватывает практически все отрасли народного хозяйства.

  • Автор: Анна Громова
  • Редактор: Катерина Ерошина

9 марта 2024 года Правительство РФ приняло очередные меры для стабилизации российской экономики. На этот раз изменения затронули таможенное законодательство. Постановления № 311, 312 и 313, по заявлению Минпромторга, должны упростить и облегчить работу участников ВЭД.

Но фактически это запрет на вывоз отдельных товаров и оборудования иностранного производства, которые представляют особую ценность для экономики России. Новые правила импорта и экспорта затрагивают практически всех ИП и все юридические лица, которые ведут внешнеэкономическую деятельность.

Разбираем основные моменты вместе с юристом Михаилом Бурцевым.

к содержанию ↑

Памятка для экспортёра

  • Запрет на вывоз товаров из России. Постановлением № 311 Правительство РФ запретило отправлять на экспорт продукцию, представляющую ценность для экономики. Всем участникам ВЭД следует внимательно изучить нормативный акт и приложения к нему.
  • Вывоз в разрешительном порядке. Постановление № 312 определяет отдельные категории товаров, которые в порядке исключения можно вывозить за рубеж, при наличии веских оснований: например, для ремонта или модернизации. Для получения разрешения необходимо обращаться в контролирующее ведомство — Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры, Минздрав, Минтранс, Минприроды.
  • Постановление № 313 определяет список недружественных стран, в которые запрещён экспорт отдельных видов сырья и материалов. В частности, под полный запрет попала продукция деревообрабатывающей отрасли.
  • Оформление сертификата СТ-1 — обязательная процедура для участников ВЭД, которые занимаются производством и реализацией продукции российского происхождения. Документ не только позволяет торговать со странами ЕАЭС в полном объёме, но и освобождает от таможенных пошлин.
  • Таможенное законодательство находится в стадии обновления. Прежде чем принимать решения об экспорте продукции, необходимо внимательно изучать нормативные акты и поправки к ним.
к содержанию ↑

Товары, запрещённые к вывозу из России

Согласно закону от 26.03.2022 № 73-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ об экспортном контроле», за рубеж больше нельзя вывозить критически важные для России товары, оборудование, технологии и их компоненты. Исключение — страны члены ЕАЭС (кроме Республики Беларусь), Абхазия, Южная Осетия, ДНР, ЛНР.

Перечни контролируемых товаров и технологий утверждены постановлением Правительства РФ № 311 .

Основные группы запрещённой к экспорту продукции:

  • сельскохозяйственное оборудование и его составные части: бочки, цистерны, тракторы, печи хлебопекарные и кондитерские;
  • транспортные средства и комплектующие: двигатели, летательные аппараты, суда и плавучие конструкции, железнодорожные локомотивы, трамвайные вагоны, подвижной состав и другие компоненты железнодорожного транспорта;
  • отдельные виды бытовой и промышленной техники: холодильники, кондиционеры, компьютеры, станки, оборудование, счётчики газа, прочие товары;
  • телекоммуникационное оборудование: телефоны, устройства хранения информации, мониторы, кабели, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие аппараты, оборудование для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука;
  • отдельные виды лабораторного, геологоразведочного, геофизического, горнодобывающего оборудования: машины для фильтрации жидкостей, бетономешалки, арматура, машины для добычи угля или горных пород, инструменты для бурения, промышленные или лабораторные печи и камеры, газо- или дымоанализаторы;
  • товары медицинского и фармацевтического назначения: гипс, дезинфицирующие средства, диагностические или лабораторные реагенты, ампулы из стекла, колготы/гольфы для страдающих варикозным расширением вен, одноразовые халаты и простыни, резиновые перчатки.

Перечень товаров, запрещённых к вывозу, достаточно обширный. Полный список приведён в приложении к постановлению Правительства РФ от 09.03.2022 № 311.

Запреты касаются любого таможенного мероприятия: экспорта, в том числе временного, транзита по территории РФ. Крайне важно обращать внимание на коды ТН ВЭД — товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Именно по ним таможня ориентируется при оформлении груза на границе. Если товар входит в перечень временно запрещённых к экспорту, то предпринимателю будет отказано в вывозе.

Поэтому настоятельно рекомендуется изучить приложение. В нём подробно перечислена вся ценная для экономики РФ продукция с кодами ТН ВЭД.

Михаил Бурцев : «Простой пример для общего понимания процесса. Юрлицо имеет в собственности немецкое горнодобывающее оборудование, оно сдавалось в аренду.

Сложные, редкие и дорогостоящие механизмы пользовались спросом среди небольших компаний соответствующей отрасли. Оборудование использовалось как на территории России, так и в странах ближнего зарубежья: Республике Беларусь, Грузии, Армении, Казахстане.

С 9 марта 2024 года работа с иностранными клиентами, не входящими в список исключений, приостановлена. Причина — оборудование этой категории входит в перечень запрещённой к экспорту, код ТН ВЭД 84. То есть юрлицо может работать только с российскими контрагентами».

Для тех, кто с Эвотором

Покупайте приложения для Эвотора со скидкой 50%. Вас ждут сервисы для товарного учёта, маркировки, ЕГАИС, управления кафе, интеграции с 1С — и много чего ещё.

к содержанию ↑

Исключения из правил: какие категории товаров можно экспортировать

Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории России» определяет исключения из товарных категорий. То есть на отдельные виды продукции можно получить разрешение на вывоз в отраслевых регуляторах.

Здесь участники ВЭД могут оформить одноразовое разрешение на экспорт групп товаров иностранного происхождения: бочек, цистерн, сельскохозяйственных машин, хлебопекарных и кондитерских печей, тракторов, прочих товаров. В приложении № 1 к постановлению № 312 можно найти полный список продукции, в отношении которой на временной основе оформляется разрешение на вывоз в Минсельхозе.

Здесь предприниматели оформляют разрешение на вывоз транспортных средств иностранного производства. К таким товарам относятся двигатели и силовые установки, летательные и космические аппараты (вертолёты, самолёты, спутники и другие); круизные, рыболовные суда, яхты, буксиры.

Приложение № 2 перечисляет все наименования товаров с кодами ТН ВЭД, подведомственных Минтрансу РФ.

Для вывоза отдельных категорий промышленной продукции иностранного происхождения необходимо обратиться в Минпромторг и получить разрешение на экспорт. Примеры товаров: холодильники, кондиционеры, компьютеры, станки, ёмкости для сжатых и сжиженных газов.

В приложении № 3 перечислены все категории промышленных товаров, в отношении которых предприниматели могут получить разрешение на вывоз.

Разрешение Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ оформляется при вывозе телекоммуникационного оборудования нероссийского производства. Товарные категории: телефоны, диски, ленты, носители для записи видео и аудио, передающая аппаратура для теле- и радиовещания, мониторы, кабели и другое.

В приложении № 4 приведён полный перечень телекоммуникационного оборудования и материалов.

В ведомстве оформляется разрешение на вывоз лабораторного, геологоразведочного геофизического оборудования иностранного происхождения. Основные группы товаров: оборудование и устройства для фильтрования или очистки воды, бурильные машины, бетономешалки, растворосмесители, центрифуги, горнодобывающее оборудование.

Перечень товаров утверждён приложением № 5 .

Приложением № 5 также утверждён перечень товаров медицинского и фармацевтического назначения. Разрешение на вывоз отдельных категорий выдаёт Росздравнадзор. Сюда относятся дезинфицирующие средства, одежда и принадлежности из вулканизованной резины, ампулы из стекла, микроскопы, рентгеновские трубки и другое.

Как оформить разрешение на вывоз

Для оформления разрешения понадобится составить письменное заявление в произвольной форме. В нём указываются:

  • страна назначения оборудования;
  • основные положения сделки по контракту;
  • стоимость;
  • область применения;
  • технология, которая используется на оборудовании.

Имеет смысл дополнить документы любыми сведениями, которые могут положительно повлиять на решение министерства. Например, экспертные заключения о том, что оборудование безнадёжно устарело, поэтому производимая продукция не соответствует новым стандартам качества.

Или техническая информация об энергоэффективности механизмов — слишком большие затраты, требуется модернизация.

В каждом министерстве предъявляют свои требования к пакету документов и оформлению. Уточнить перечень можно в нормативных актах контролирующего ведомства.

Мнение эксперта
Борисов Степан Георгиевич
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.

Они размещаются в свободном доступе на официальных сайтах. В качестве примера — приказ Минпромторга от 14.03.2022 № 797 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на вывоз за пределы территории РФ отдельных видов промышленной продукции».

Михаил Бурцев : «Следует понимать, что постановление № 312 определяет разрешительный порядок вывоза только в Абхазию, Южную Осетию и страны ЕАЭС, кроме Республики Беларусь: Армению, Казахстан, Кыргызстан. Меры не распространяются на товары, ввозимые в ДНР, ЛНР и город Байконур в Казахстане.

Здесь действуют правила перевозок по территории РФ. Каждый случай рассматривается в ответственном министерстве в индивидуальном порядке.

То есть нельзя заранее предсказать, получит предприниматель разрешение или отказ.

Например, контролирующее ведомство разрешит предпринимателю вывезти устаревшее оборудование на ремонт и модернизацию, при условии последующего возвращения в Россию. А вот торговать теми же хирургическими кетгутами европейского или американского происхождения уже нельзя, разве что в рамках какой-то коммерческо-гуманитарной миссии — условно назову процесс так.

Понятно, что это потребует сбора серьёзной доказательной базы: почему это важно, какую глобальную экономическую пользу несёт РФ и так далее».

к содержанию ↑

Недружественные страны: куда нельзя экспортировать сырьё и материалы

Постановление № 313 определяет список недружественных стран и виды продукции, которые в них нельзя ввозить из РФ. Недружественными признаны государства, принявшие и поддержавшие санкции против России. В перечень входят:

  • Австралия;
  • Албания;
  • Андорра;
  • Великобритания, включая остров Джерси — коронное владение Британской короны — и подконтрольные заморские территории: остров Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар;
  • Государства — члены Европейского союза;
  • Исландия;
  • Канада;
  • Лихтенштейн;
  • Микронезия;
  • Монако;
  • Новая Зеландия;
  • Норвегия;
  • Республика Корея;
  • Сан-Марино;
  • Северная Македония;
  • Сингапур;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Тайвань (Китайская Народная Республика);
  • Украина;
  • Черногория;
  • Швейцария;
  • Япония.

В эти страны нельзя вывозить древесину в виде щепок и стружек, необработанные лесоматериалы, листы для облицовки, полученные распиловкой, расщеплением, строганием, лущением и так далее.

Ранее также были приняты постановления № 361 и № 362 , ограничивающие экспорт зерновых в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и вывоз белого сахара и тростникового сахара-сырца в третьи страны. Запрет будет действовать по зерну до 30 июня, по сахару — до 31 августа 2024 года.

Исключения составят транзитные перевозки по территории РФ и поставки в рамках гуманитарной помощи.

К слову, запрет на вывоз российской древесины уже ударил по европейским производителям мебели. Так, в Британии себестоимость дивана, самого популярного и часто обновляемого вида мягкой мебели, выросла на 25%.

Обоюдные санкции введены, а альтернативных поставщиков древесины не найдено. Вполне закономерно, что цены растут: компании вынуждены работать с остатками складских запасов.

Это неизбежно отражается на всех участниках рынка: поставщиках, производителях и потребителях. Прогнозы пока неутешительные — рост цен продолжится по крайней мере до конца 2024 года.

Михаил Бурцев : «Справедливости ради стоит отметить, что древесина стала одной из немногих категорий товаров российского происхождения, запрещённой для экспорта. Правительство прекрасно понимает, что ограничивать в продажах отечественных производителей чревато для экономики катастрофическими последствиями.

Поэтому предпринимателям разрешено продавать товары на экспорт. Но для этого нужно получить сертификат СТ-1.

Это документ, подтверждающий, что продукция действительно российского происхождения. Он не только позволит работать с зарубежными партнёрами, но и освободит от уплаты таможенных пошлин.

Одно из преимуществ для предпринимателей в текущих, крайне жёстких экономических условиях».

к содержанию ↑

Получение сертификата СТ-1

Основной пропуск для таможни — сертификат СТ-1, или подтверждение, что экспортируемая продукция произведена на территории РФ. Документ выдаётся в региональных представительствах торгово-промышленной палаты (ТПП). Подразделения есть в каждом крупном городе России:

  • Москве,
  • Санкт-Петербурге,
  • Екатеринбурге,
  • Омске,
  • Севастополе,
  • Адлере и других.

Уточнить адрес регионального представительства можно на официальном сайте ТПП РФ. Затем предпринимателю необходимо обратиться в Департамент и подать заявление о проведении экспертизы происхождения товара, оборудования, отдельных компонентов.

К заявлению прилагается пакет документов со сведениями о сырье, комплектующих, месте производства, используемой технологии и расчётами стоимости товара или оборудования.

Срок выдачи сертификата СТ-1 — до пяти рабочих дней. До конца года оформить документ можно бесплатно.

Можно воспользоваться и платными услугами партнёров ТПП РФ. Это не ускорит процесс, но значительно упростит сбор документации, к тому же вам помогут проверить правильность оформления заявки.

Стоимость услуги в пределах 4–7,5 тысяч рублей. В Москве дороже, в регионах — дешевле.

Но цены ещё зависят и от сложности экспертизы. Например, многокомпонентный станок труднее идентифицировать, чем лабораторную колбу.

к содержанию ↑

Подытожим

Мнение эксперта
Борисов Степан Георгиевич
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.

Прежде чем планировать какие бы то ни было таможенные операции — экспорт товаров, сырья и материалов, вывоз оборудования на ремонт, транзитные перевозки по территории РФ, — внимательно изучите постановления №№ 311, 312 и 313.

к содержанию ↑

Как устроена доставка товаров, подпадающих под таможенный лимит с 1 января 2020 года

В прошлой статье мы в общих чертах писали о том, как переводим Почту России на электронные рельсы. В этот раз мы решили рассказать о животрепещущей теме — доставке покупок с зарубежных интернет-площадок, превышающих таможенный лимит.

C 1 января в России снизился порог беспошлинного ввоза. Теперь платёж берут с товаров дороже 200 € и тяжелее 31 кг.

В самом процессе доставки ничего не изменилось, но теперь это может коснуться большего количества людей, поэтому у покупателей, которых раньше вопрос пошлин не касался, возникают резонные вопросы: что нужно для прохождения таможни? как оплатить пошлину? увеличится ли срок доставки?

В этой статье мы рассмотрим как устроен процесс расчета и уплаты пошлины и расскажем про интеграцию Почты с Федеральной таможенной службой (ФТС), которая упрощает и ускоряет прохождение таможни.

к содержанию ↑

Как рассчитывается пошлина

Год назад порог уже понижали с 1000 € до 500 €, но этот лимит распространялся на сумму заказов за месяц и пошлина с превышения стоимости составляла 30 %. Новое ограничение, введенное с 1 января 2020, действует на каждую посылку отдельно, а тариф снижен в два раза — 15 % с превышения по стоимости, но не менее 2 € за каждый килограмм в случае перевеса.

Посмотрим, как происходит расчёт на примере посылки с товарами стоимостью 250 евро весом 31 кг и 35 кг. Пример рассмотрим в евро, чтобы был понятен принцип. По нему вы можете прикинуть к какой доплате стоит готовиться.

Превышение только по стоимости
(стоимость покупки − норма беспошлинного ввоза) * 15 %
(250 € −200 €) * 15 % = 7,5 €

Превышение и по стоимости и по весу
(вес покупки − 31 кг) * 2 €
(35 −31) * 2 € = 8 €

Если быть точными, то стоимость товаров и порог беспошлинного ввоза сначала пересчитываются в рубли, и от разницы в рублях берется процент таможенной ставки. Курс рубля, а также порог для расчета пошлины, применяют не на день оплаты товара, а на момент подачи декларации в таможню. Формулу расчета можно посмотреть вот тут.

к содержанию ↑

Как оплатить пошлину при доставке частными перевозчиками

По запросу ФТС такие перевозчики, как DHL и UPS, запрашивают данные для декларирования у покупателя и передают их в специальный реестр таможенной службы.

  1. После оформления заказа в магазине покупателю приходит сообщение от сервиса доставки со ссылкой на регистрацию в личном кабинете, где нужно указать данные о себе и о покупке: паспортные данные, ИНН, телефон и электронную почту, по которым можно связаться, если возникнут вопросы, ссылки или скриншоты с сайта, на которых видны название и цена товара в момент покупки.
  2. Когда товар окажется в России на таможне, покупателю придет сообщение о том, что нужно оплатить пошлину. Таможня не выпустит посылку, пока не увидит платеж.
  3. Дополнительно потребуется оплатить таможенный сбор 250 рублей и, возможно, комиссию.
к содержанию ↑

Как оплатить пошлину в Почте России

Если интернет-магазин использует для доставки товаров международные почтовые отправления, то процесс работает иначе. Когда посылка прибывает в РФ, таможенный инспектор оформляет ее и при необходимости готовит документы для уплаты таможенного платежа: таможенный приходный ордер и бланк почтового перевода, с которыми посылка направляется в почтовое отделение.

Посылка не задерживается на таможне в ожидании платежа — вы платите деньги напрямую таможне почтовым переводом уже при получении посылки в почтовом отделении. Единственное ограничение: внести пошлину можно только наличными с комиссией 4-5 % за почтовый перевод (размер комиссии в разных регионах отличается).

Для оплаты пошлины гражданам РФ нужно взять с собой в отделение Почты ИНН и паспорт, а гражданам других стран — паспорт иностранного гражданина.

У таможенного инспектора на границе могут возникнуть вопросы к посылке или сопровождающим её документам. В этом случае он направит посылку в таможню по месту нахождения получателя.

Туда же необходимо будет прийти лично, чтобы предоставить документы. Обычно достаточно выписки из банка с суммой покупки, счёта от продавца (или скриншота экрана интернет-площадки с заказом), паспорта и ИНН.

Если в результате местной таможней будет принято решение о начислении таможенного платежа, то покупателю будет выписан таможенный приходный ордер и квитанция, по которым потребуется его оплатить. После оплаты посылку можно будет получить в ближайшем к таможне почтовом отделении.

Автор статьи
Борисов Степан Георгиевич
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.
Следующая
ДругоеМать-одиночка: можно ли перевести на другую должность

Добавить комментарий

Adblock
detector