Перечень ритуальных услуг по закону с изменениями на 2024 год

Сфера погребальных услуг в России строго регулируется многочисленными нормативно-правовыми актами: федеральными законами и местными правилами. Их задача состоит в установлении требований к качеству оказания погребальных услуг и в оказании социальной поддержки.

Действие Федерального законодательства распространяется на все российские регионы. В его составе находится перечень федеральных законов, правительственных постановлений, стандартов, а также отдельных ведомственных постановлений.

Так, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга тоже принимает законы, которые уточняют и адаптируют ФЗ к местным особенностям.

Людям, которые столкнулись с тяжким горем утраты родственника или близкого человека, еще предстоит заняться непростым подготовительным процессом к проведению похорон. Поэтому крайне важно понимать, какие выплаты, льготы и услуги им положены, а также нужно быть информированными относительно гарантий, предоставляемых государством.

Понимание законов – единственная защита от ритуальных мошенников и недобросовестных сотрудников.

к содержанию ↑

Федеральные законы

ФЗ №8 от 12.01.1996

Закон «О погребении и похоронном деле». В нем регламентируется организация похоронной сферы, гарантируется погребение умерших, а также перечисляются виды социальной помощи семье скончавшегося. Здесь же приведен список требований к месту захоронения относительно экологии и санитарных норм.

ФЗ №5 «О ветеранах» от 12.05.1995

Здесь уточняется, каким лицам присваивается статус ветерана ВОВ, военных действий, ветерана труда и на какие гарантии они могут рассчитывать. Здесь же установлен размер выплат на похороны ветеранов.

Закон Российской Федерации №1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» от 15.09.1991

к содержанию ↑

Постановления Правительства РФ

Постановление «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11» №84 от 28.06.2011

Регламентирует требования по организации и проведению обслуживания кладбищ, колумбариев и других ритуальных построек. Здесь перечислены правила по выбору территории, планированию, возведению, ремонту, восстановлению и их использованию.

Постановление правительства РФ №460 «О нормах расходов денежных средств на погребение военнослужащих» от 06.05.1994

В нем установлены виды поддержки на похоронах военных, которые погибли при выполнении воинского долга. К их числу относят погибших сотрудников Министерства Внутренних Дел, Министерства по ЧС, Росгвардии, Федеральной Службы Безопасности и др.

Также в их число входят умершие пенсионеры из военного запаса. В постановлении говорится о выплате компенсации на проведение похорон и установке надгробного памятника.

Выплата ежегодно индексируется.

Постановление №941 «О порядке исчисления выслуги лет и выплаты пенсий» от 22.09.1993

В документе установлены способы поддержки для военных, находящихся в отставке, а также их родственников. Среди перечисленных мер, государство гарантирует выплату пособия на похороны бывших военных, вышедших на пенсию.

Мнение эксперта
Борисов Степан Георгиевич
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.
к содержанию ↑

Государственные стандарты

ГОСТ Р 54611-2011

В стандарте установлены нормы относительно порядка организации и проведения погребения. Здесь перечислены основные определения ритуальной сферы. Далее приводится классификация видов похорон и перечень требований к оказываемым ритуальным услугам.

ГОСТ Р 53107-2008

В документе дается определение общим терминам, документам, категориям персонала, видам услуг, объектам ритуальной сферы, мемориальным сооружениям, ритуальным товарам, типам кладбищ и т. д. Список дан в алфавитном порядке.

ГОСТ Р 53999-2010

В нем регламентируется порядок работы крематория. Здесь приведена терминология относительно процесса кремации и других услуг, предоставляемых учреждением. Здесь же перечислены установленные требования к качеству и безопасности осуществляемой деятельности. А также правила охраны окружающей среды и методов осуществления контроля за крематорием.

Российское похоронное законодательство: актуальная информация

Российское похоронное законодательство: Сфера погребальных услуг в России строго регулируется многочисленными нормативно-правовыми актами: федеральными законами и местными правилами. Их задача состоит в установлении требований к качеству оказания погребальных услуг и в оказании социальной поддержки. Действие.

к содержанию ↑

Законопроект «О похоронном деле» 2024 года

В Госдуму РФ в марте 2024 года был внесен на рассмотрение законопроект «О похоронном деле», который должен отменить действующий с 1996 г. закон «О погребении и похоронном деле» и систематизировать работу отрасли. Какие изменения в области ритуальной деятельности и погребений готовят нам законодатели, расскажет вам эта статья.

Цели законопроекта

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов, являющийся одним из авторов законопроекта, так сформировал задачу, которую намерены решить законотворцы: «Защита прав граждан, потерявших близких, формирование ясного понятийного аппарата и достижений цифровизации применительно к отрасли, обеспечение государственного надзора и пресечение противоправных действий со стороны всех участников процесса».

к содержанию ↑

Планируемые нововведения

Наиболее важным новшеством является то, что рассматриваемая парламентариями законодательная инициатива предполагает создание открытых реестров, в том числе кладбищ и компаний, занимающихся ритуальными услугами. Все организации занесут в специальный реестр, где должны быть перечислены оказываемые ими услуги, а также и их стоимость.

Например, для внесения в реестр ритуальной компании нужно будет иметь не только регистрацию юрлица или ИП, но и доказать наличие оборудования и катафального транспортного средства, используемых для приема заказа на оказание соответствующих услуг.

Также предполагается создание и реестра недобросовестных ритуальных служб, в который внесут компании, у которых отзовут соответствующую лицензию. Это возможно будет сделать, если со стороны похоронного агента зафиксировано грубое нарушение деятельности по организации процесса, а также если юрлицо, ИП или его сотрудник в течение трех лет три и более раза привлекались к административной ответственности за нарушение требований по приему заказов, утверждает источник.

Это подразумевает санкции в том числе за незаконное получение информации о смерти граждан или воровство их персональных данных, добавляет он. Информация о смерти пользуется спросом у мошенников, например у черных риэлторов.

Интересно  Мать-одиночка: можно ли перевести на другую должность

Законопроект также предлагает расширить круг лиц, ответственных за места захоронения, чтобы решить проблему брошенных могил (их инвентаризация предполагается по законопроекту). Ответственность могут возложить, например, на юридическое лицо, бывшее работодателем погребенного, централизованную религиозную организацию, лицо, которое осуществляет содержание государственного или муниципального кладбища.

Кроме того, в законопроекте упоминаются частные кладбища, которых сейчас в России нет.

к содержанию ↑

Учет и пересчет кладбищ

Как было сказано выше, проект закона предполагает инвентаризацию мест захоронения. Все кладбища, места захоронения и информацию о них внесут еще в один специальный реестр.

При этом список сведений и форму паспорта объекта будут устанавливать уже на уровне подзаконных актов. Законопроект предлагает расширить круг лиц, ответственных за места захоронения, чтобы решить проблему брошенных могил.

Ответственность могут возложить, например, на юридическое лицо, бывшее работодателем погребенного, централизованную религиозную организацию, лицо, которое осуществляет содержание государственного или муниципального кладбища, рассказывает источник.

В сентябре 2021 г. правительство России уже рекомендовало регионам провести инвентаризацию кладбищ к 2026 г.

и разместить на порталах государственных и муниципальных услуг созданные по ее итогам реестры мест захоронений. До этого в России подобные решения не принимались.

Инвентаризация необходима, чтобы планировать работу по содержанию мест захоронения. Большое количество кладбищ в России на сегодняшний день не внесены в кадастры, не оформлены процедуры по инвентаризации, и это все является большой проблемой, отмечают эксперты.

к содержанию ↑

Юридическое регулирование

Законопроект предлагает установить в качестве основания для осуществления деятельности по организации похорон юрлицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) наличие разрешения, выданного уполномоченным органом субъекта Федерации в сфере похоронного дела (таким является, к примеру, ГБУ «Ритуал»).

Ожидается, что рамках работы над инициативой органам местного самоуправления также дадут право устанавливать тарифы на содержание кладбищ, подготовку и закапывание могил, установку и демонтаж надгробий, уход за местом захоронения и подобную деятельность. Сейчас цены на рынке не регулируются.

Согласно положению законопроекта, федеральное регулирование будет общим, а содержательная часть будет определяться на уровне региона: цены будут сформированы с учетом специфики региона, например климатических условий.

Помимо этого, авторы закона сейчас занимаются разработкой поправок в КоАП, которые установят ответственность за разглашение данных о смерти, чем пользуются недобросовестные ритуальщики. Как сообщают законотворцы, никто не будет искать конкретного человека, ответственность будет нести руководитель организации, от которой утекла информация, например, главврач больницы или начальник отделения правоохранительных органов.

Также наказание будет предусмотрено и для самих ритуальщиков – за навязывание услуг, если человек за ними не обращался.

к содержанию ↑

Смена стандартов и сервисов

Зампред комитета по экономической политике, соавтор законопроекта Артем Кирьянов заявил недавно журналистам, что изменения в закон назрели в том числе в связи с цифровизацией. Подача заявок на лицензирование предусмотрена через портал «Госуслуги».

Все получившие разрешение организации занесут в специальный реестр, где должны быть перечислены оказываемые ими услуги, а также и их стоимость. Устанавливать примерные цены будут на уровне регионов с учетом местной специфики.

По его словам, тарифы должны быть прозрачные с учетом того, что участились случаи необоснованного завышения цен на ритуальные услуги.

Мнение эксперта
Борисов Степан Георгиевич
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.
к содержанию ↑

Будут ли кладбища частными?

Минстрой с 2019 года предлагает внести в действующее законодательство поправки, разрешающие частные кладбища. В новом законопроекте такая форма, по данным СМИ, упоминается: решение о создании частного места захоронения и правила его функционирования смогут принимать региональные власти.

На сегодняшний день официально частных кладбищ в России нет, так как категория кладбищенских земель выведена из оборота, говорит Андреева. Таким образом, для появления частных кладбищ поправки придется внести также и в Земельный кодекс.

Частные кладбища должны будут стать объектами государственно-частного партнерства: земля передается в так называемую субаренду, чтобы инвестор содержал кладбище, но оно все равно находится в государственном ведении. Подобная схема работает и сейчас: государство предоставляет частному оператору возможность получать прибыль за оказанные ритуальные услуги – в пример можно привести крематории.

В настоящее время в стране их порядка 30, половина из них созданы на средства частного капитала. Проблема, как говорят эксперты, в том, что согласно действующему законодательству похоронные объекты не включены в проекты государственно-частного партнерства.

Новый законопроект должен это исправить и облегчить развитие отрасли.

к содержанию ↑

Нынешняя ситуация

Согласно действующему закону, похоронное дело может осуществляться только специализированными службами, созданными органами местного самоуправления. На практике, отмечают разработчики законопроекта, а также участники рынка, оказание ритуальных услуг стало видом предпринимательской деятельности.

Сегодня услуги по организации похорон может выполнять почти любой желающий, поскольку четких стандартов погребения и регламентов ритуальных услуг попросту нет. Когда случается беда, человек обращается в ритуальную компанию, она занимается подготовкой захоронения, а кладбища занимаются самим захоронением.

Агентства выбирают гроб, транспорт и т. д.

И на этом рынке работает кто попало, сетуют депутаты. Отсюда огромное количество черных компаний, и дикое завышение цен на ритуальные услуги».

к содержанию ↑

Критика

Ряд экспертов опасаются, что в случае принятия нового закона процесс погребения и вообще работы ритуальных компаний может быть забюрократизирован. Помимо этого, некоторые деятели похоронного рынка опасаются, что введение регуляционной деятельности создаст условия для нечестной конкуренции: можно будет путем использования админресурса отделываться от неугодных конкурентов, например, не лицензируя их по надуманным основаниям.

Автор статьи
Борисов Степан Георгиевич
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.
Следующая
ДругоеОтветственность сторон по договору аренды в 2024 году

Добавить комментарий

Adblock
detector